Арктика повышает проходимость

К середине XXI века людям не понадобятся Суэцкий и Панамский каналы: выгоднее перевозить грузы по Арктике через Северный полюс, который растает из-за потепления. Полярные пути приносят не только экономическую выгоду, но и политические трения.

Идея Северного морского пути кажется привлекательной людям не первый год. Первые экспедиции вдоль арктического побережья Сибири к берегам Северной Америки и Японии относятся к середине XVIII века. Впервые полностью маршрут был пройден с одной зимовкой в 1878—1879 годах экспедицией шведа Нильса Норденшельда на барке «Вега», за одну навигацию он впервые был пройден экспедицией Отто Шмидта в 1932 году на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков», а уже в 1935 году была проведена первая транспортная операция — сквозное грузовое плавание лесовозов «Ванцетти» и «Искра» из Ленинграда во Владивосток (им удалось уложиться в промежуток с 8 июля по 9 октября 1935 года). Альтернативные «теплые» транспортные артерии, проходящие через Суэцкий или Панамский каналы, гораздо длиннее: например, расстояние, проходимое судами из Мурманска в Иокогаму через Суэцкий канал, составляет 12 840 морских миль, а Северным морским путём — только 5770 морских миль. Однако необходимость колоть лед и суровые условия приполярных областей делают короткий путь менее востребованным. Но эту проблему, возможно, решит изменение климата.
 
Хотя Суэцкий и Панамский канал все еще будут пользоваться популярностью в ближайшие десятилетия, беспрецедентное таяние льдов (оно наблюдалось прошлым летом) значительное повышает доступность Северного морского пути и даже Cеверного полюса. К середине века любой корабль может пройти по ранее недоступным частям Северного Ледовитого океана без помощи ледоколов. Более того, ледовый щит Арктики становится настолько тонким, что ледоколы могут пройти между Атлантикой и Тихим океаном кратчайшим путем — прямо через Северный полюс. Прямой путь через Северный полюс на 20% короче Северного морского пути. Соответственно, например, для кораблей, движущихся из Роттердама (Нидерланды) в Иокогаму путь через полюс аж на 40% короче современного маршрута через Суэцкий канал.
 
Путь из Атлантики до Берингова пролива: 2010е (синим) и через полюс 2050е (красным)
 
Даже легендарный и предательски опасный Северо-западный проход — морской путь вдоль северного побережья Канады и Аляски — становится проходимым для судов типа Polar Class 6 vessels — стандартного типа судов повышенной прочности для движения во льдах и в некоторые отрезки времени даже для обычных торговых морских судов. Для сравнения: в начале века Северо-западный проход теоретически проходим только раз в семь лет, что, конечно, слишком рискованно для коммерческого использования. Однако к середине века он будет доступен каждый второй год.
 
Эти проблемы весьма актуальны для больших компаний и государств. Например, Канада утверждает, что Северо-западный проход лежит в её территориальных водах, а США полагают, что это международный путь.
 
Рост доступности других арктических путей может вылиться в давление США на ООН для признания по крайней мере части из их нейтральными. В первую очередь это касается России. Россия устанавливает на Северном морском пути правила, согласно которым каждая компания должна платить за судно сопровождения для своих кораблей. Если более далекая Арктика станет доступной, компании постараются проходить нейтральными водами, чтоб избежать этих платежей. С другой стороны, для этого понадобятся более мощные ледоколы. Так или иначе, полноценное судоходство в Арктике потребует выработки полноценного свода правил, которые должны будут обеспечить безопасность как самих кораблей, так и хрупкой северной экосистемы.
 

Фотография: svpressa.ru

Год: