Первое изображение черной дыры

Черные дыры – это точки в пространстве с такой массой и гравитационным притяжением, что ничто, даже свет, не может их избежать. Эта астрономическая аномалия была впервые высказана английским астрономом Джоном Мичеллом в 1784 году. Альберт Эйнштейн предсказал черные дыры и кривизну пространства-времени в 1915 году в своей общей теории относительности (ОТО). Термин «чёрная дыра» был придуман в 1964 году, когда научная журналистка Энн Юинг написала свою статью «Чёрные дыры в космосе». Однако, только в 1971 году, был определен первый кандидат в черные дыры (Лебедь X-1/HDE 226868).
 
В 1994 году космический телескоп Хаббл предоставил лучшие на сегодняшний день доказательства так называемых «сверхмассивных» чёрных дыр; его спектрограф показал большие скорости на орбитах вокруг ядер некоторых галактик, что свидетельствует об огромной массе внутри очень маленькой области. В 2002 году астрономы из Института внеземной физики Общества Макса Планка представили доказательства того, что сверхмассивная чёрная дыра прячется и в центре нашей собственной галактики Млечный Путь. Дальнейшие наблюдения группы из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (UCLA) в 2004 году представили ещё более веские доказательства по этому объекту, известному как Стрелец A*.
 
Десятки космических чёрных дыр были идентифицированы к началу 21-го века, наряду со многими средними и сверхмассивными кандидатами. Крупная научная веха была достигнута в 2016 году, когда Научная коллаборация LIGO (LSC) объявила о первом прямом обнаружении гравитационных волн, в результате слияния двойной чёрной дыры.
 
Однако прямая визуальная съёмка черных дыр остаётся недостижимой. По самой своей природе известно, что они не испускают свет или электромагнитное излучение – за исключением гипотетического излучения Хокинга – поэтому астрофизики, охотящиеся за ними, обычно полагались на косвенные наблюдения. Например, иногда можно предположить, что черные дыры существуют, изучая гравитационные взаимодействия с их окружением.
 
В 2006 году телескоп Event Horizon (EHT) начал свой первый сбор данных. Этот проект включает большой массив телескопов, состоящий из глобальной сети радиотелескопов и объединяет данные из нескольких станций с очень длинной базовой интерферометрии (VLBI) вокруг Земли. Его цель заключается в наблюдении за непосредственной средой сверхмассивной черной дыры Стрельца A* Млечного Пути, а также ещё большей черной дырой в далёкой галактике Messier 87 с угловым разрешением, сравнимым с горизонтом событий черной дыры. Множество независимых антенн EHT, разделенных сотнями и даже тысячами километров друг от друга, формируют гигантский «виртуальный» телескоп с эффективным диаметром всей Земли. Каждый год массив EHT перенастраивали, добавляя всё больше обсерваторий в свою глобальную сеть. Их объединенная сила, эквивалентная возможности определить мяч для гольфа на поверхности Луны, позволяет увидеть горизонт событий этих чёрных дыр, отсюда и название телескопа.
 
В апреле 2017 года проект EHT собрал окончательные данные, необходимые для формирования первого реального изображения чёрной дыры. Каждая станция сформировала объём в 500 терабайт информации. Обработка такого невероятного количества данных выходит за рамки работы каждой отдельной обсерватории, поэтому жёсткие диски были отправлены на центральный объект –  в обсерваторию Haystack Массачусетского технологического института. Однако, анализ был отложен, поскольку одна из станций была расположена на Южном полюсе и закрылась на зиму, в период с февраля по октябрь к ней не было возможности подлёта. Данные были предоставлены в декабре 2017 года. После анализа полного набора данных со всех станций в глобальной сети EHT на грид-компьютере, состоящим из 800 процессоров, подключенных через сеть 40 Гбит/с, первое прямое изображение чёрной дыры появилось в 2018 году.
 
В дополнение к созданию культового научного изображения, ЕНТ позволяет провести тест общей теории относительности Эйнштейна. Например, имеет ли черная дыра правильный размер, предсказываемый теорией; является ли горизонт события круговым (как полагается), или косым или вытянутым; простираются ли радиоизлучения дальше, чем думали; или есть ли какие-либо другие отклонения от ожидаемого поведения.*
 
Изображение имитирующее сверхмассивную черную дыру и горизонт событий. Автор: Monika Moscibrodzka (Университет Неймегена).

Сеть широкополосной спутниковой связи Starlink достигает полной мощности

Старлинк – это новая всемирная сеть широкополосной спутниковой связи, созданная компанией SpaceX. Она состоит из более чем 4400 спутников сообщающихся между собой класса "smallsat" (малые спутники, весом около ста килограммов каждый), вращающихся на высоте 1100 км, что в четыре раза больше чем число активных спутников, работающих десять лет назад. Это стало возможным благодаря серийному производству при гораздо более низких затратах на единицу продукции, чем предыдущие модели спутников.
 
Инициировал проект генеральный директор SpaceX Илон Маск, отметив значительный неудовлетворенный спрос на недорогие глобальные услуги широкополосной связи. Меньшие спутники значительно снижают стоимость спутникового Интернета и коммуникаций. Сеть Starlink обеспечивает скорость в 1 гигабит при задержках около 25 мс; на уровне кабельного Интернета. Такие скорости для спутниковой связи возможны благодаря использованию низких околоземных орбит.
 
Испытания начались в 2017 году с двух прототипов спутников MicroSat-1a и MicroSat-1b. После соединения с наземными станциями за этими экспериментами последовало последовательное разворачивание сети из 4400 спутников, начатое в 2019 году. Эта сеть достигает полной мощности к 2024 году.
 
Наряду с проектами от конкурирующих компаний, таких как OneWeb и Google, сеть Starlink помогает еще больше расширить охват Интернета, а также увеличить скорость соединения для среднестатического пользователя. Несколько лет спустя SpaceX развернёт ещё более крупную сеть из 7500 спутников на более низкой высоте, чтобы увеличить мощность и уменьшить задержку в густонаселенных районах. В дальнейшем подобная сеть будет возводиться на орбите вокруг Марса.
 
 

Истребитель шестого поколения поступает в армию США

К 2037 году поставки F-35 Lightning II для американских военных прекратились. Несмотря на то, что  самолет планируется сохранить в эксплуатации до 2070 года, примерно в это время начинают выпускаться шестое поколение самолетов. Существующий флот ВМС из F/A-18E/F «Супер Хорнет» также сейчас уходит на пенсию, требуя замены. Новые истребители закупаются для ВМС США (программа известна как F/A-ХХ) и ВВС (известный как F-X). С точки зрения технологии – это крупный скачок в сравнении с F-35, разработка также должна превзойти китайские Чэнду J-20 и Шэньян J-31.
 
Самолеты шестого поколения имеют повышенную автономность (с возможностью быть беспилотными), на порядок улучшенную компьютерную начинку с рассчётами алгоритмов, более быстрым маневрированием и сканированием поля боя, гиперзвуковым оружием, лазерными пушками, расширенными возможностями радиоэлектронной борьбы, лучшую технологию скрытности и так называемую "умную оболочку" – встроенными датчиками, уменьшающими сопротивление. У самолётов впервые появляется сверхзвуковой бесхвостый дизайн, что стало возможным благодаря передовому компьютерному моделированию и новым материалам корпуса.
 

Завершение строительства судоходного туннеля Стад

Stad Ship Tunnel – это канал-туннель протяженностью 1,8 км на западном побережье Норвегии, позволяет судам обходить полуостров Стад, известный своей непогодой и опасными волновыми условиями. Это первый в мире туннель для морских судов.
 
Идея была впервые предложена в 1874 году, но реализоваласть лишь 130 лет спустя. Около 8 миллионов тонн горной породы было взорвано для того, чтобы построить этот тоннель 50 м в высоту и 36 м в ширину. Глубина воды в тоннеле 12 метров достаточа для прохождения кораблей до 18 000 тонн и более чем достаточна для прибрежных местных судов Hurtigruten. Общая стоимость проекта составляет 2,7 млрд крон (314 млн. $), с началом строительства в 2019 году и официальным открытием в 2023 году.
 

В Лос-Анджелесе проходят летние Олимпийские игры

С 21 июля по 6 августа 2028 года  проходит 34-я летняя Олимпиада в Лос-Анджелесе, штат Калифорния. Летние Олимпийские игры проводятся в Соединенных Штатах в пятый раз, и в третий раз в Лос-Анджелесе. До этого в США были проведены 4 летние Олимпиады – в Сент-Луисе (1904), Лос-Анджелесе (1932 и 1984) и Атланте (1996). Лос-Анджелес также становится третьим городом после Лондона (1908, 1948 и 2012) и Парижа (1900, 1924 и 2024), который принимал Олимпийские игры три раза.
 
Олимпийские игры 2028 года распределены по четырем областям, каждая из которых подчеркивает различные географические особенности города: Лонг-Бич, Саут-Бей, центр города и Долина спортивный Парк. Можно легко путешествовать из одного места в другое, благодаря разветвленной системе автомобильных дорог и общественного транспорта Лос-Анджелеса, а также множеству улучшений и модернизаций, достигнутых с момента проведения Олимпийских игр 1984 года. К 2028 году было потрачено 88 миллиардов долларов на расширение метро, легкорельсового транспорта, скоростных автобусов и скоростных дорог, соединяющих все спортивные парки, аэропорт, центр Олимпийских игр и все уголки Лос-Анджелеса.
 
Олимпийская и Паралимпийская деревня расположены в Центральном кампусе Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (UCLA), недалеко от культурных и развлекательных достопримечательностей города. Все Олимпийские и Паралимпийские спортивные парки находятся в 40 минутах хотьбы от деревни.
 
Впервые торжественные церемонии открытия и закрытия организованы на двух разных стадионах. Церемония открытия начинается в мемориальном Колизее Лос-Анджелеса и заканчивается на стадионе Лос-Анджелеса в Голливудском парке (последний является частью нового крупного спортивного, развлекательного, гостиничного и делового района). Церемония закрытия проходит в обратном порядке.
 
В то время как у большинства городов-организаторов Олимпийских игр есть семь лет на подготовку, у Лос-Анджелеса в запасе есть ещё четыре года, в общей сложности 11 лет. Это связано с необычным регламентом конкурса в 2017 году, когда Париж и Лос-Анджелес были избраны одновременно для проведения Олимпийских игр 2024 и 2028 годов соответственно.
 

В Париже проходят летние Олимпийские игры

С 2 по 18 августа 2024 года во французской столице проходит 33-я летняя Олимпиада. Париж становится вторым городом после Лондона (1908, 1948 и 2012), который трижды принимал Олимпийские игры. Также 2024 год знаменует столетнюю годовщину летних Олимпийских игр в Париже  1924 года.
 
В 2015 году о своем желании провести Олимпийские игры объявили пять городов, но Гамбург, Рим и Будапешт отказались по разным причинам, оставив Париж и Лос-Анджелес в качестве единственных кандидатов. Предложение об избрании одновременно 2024 и 2028 Олимпийских городов было одобрено на внеочередной сессии МОК в июле 2017 года в Швейцарии. МОК заключил сделку с Лос-Анджелесом о проведении Олимпийских игр в 2028 году. Это сделало Париж хозяином игр 2024 года. Официальное объявление хозяев обоих олимпиад состоялось на 131-й сессии МОК в Лиме, Перу, 13 сентября 2017 года.
 

В Дубае запущены летающие такси без водителя

В Дубае (ОАЭ), после продолжительного тестирования, которое началось в конце 2017 года и продолжалось пять лет, запущена служба летающего такси без водителя. Автономное воздушное такси (The Autonomous Air Taxi – AAT), производится компанией Volocopter – немецким производителем – работающим с автомобильным и транспортным управлением Дубая.
 
Первый в своем роде сервис в мире, ААТ представляет собой двухместный летательный аппарат, похожего на помесь вертолета и беспилотного дрона. Он имеет 18 роторов и польностью резервные независимые системы электропитания, с умной автономной системой управления способной перевозить людей без их участия. Он может летать на скоростях до 100 км/ч с использованием чистой энергии в быстрозаряжающихся батареях, с низким уровнем шума.
 
Служба ААТ доступна пользователям через мобильное приложение. Это позволяет клиентам бронировать полёты, получать справочные данные и отслеживать маршрут своего летательного аппарата. AAT является частью растущей тенденции к автоматизированному транспорту в Дубае – к 2030 году более четверти всех пассажирских автомобилей в городе будут ездить самостоятельно без участия человека.
 

Столкновение двух звёзд в двойной звёздной системе KIC 9832227

KIC 9832227 — тесная двойная звездная система в созвездии Лебедя, которая находится на расстоянии 1800 световых лет от Солнца, является затменно-двойной звездой с периодом обращения 11 часов. В 2013 году, подняв данные за последние полтора десятка лет наблюдений за системой, учёные смогли выяснить, что период вращения светил вокруг общего центра масс, сокращается. Период продолжал уменьшаться с постоянно растущей скоростью, что вероятно приведёт к слиянию ядер в 2022 году. Это событие высвобождает огромное количество энергии, увеличивая яркость системы в 10 тысяч раз и останется видимым невооруженным глазом в течение шести месяцев. Астрономы используют эту редкую возможность изучения физического механизма, управляющего такими звездными слияниями.
 
В результате слияния появится особая светящаяся красная новая звезда.
 

Во Франции начинают работать скоростные поезда без машинистов

В 2023 году во Франции в сети TGV запускаются высокоскоростные автономные поезда. Национальная государственная железнодорожная компания Франции, SNCF, начала тестирование беспилотных поездов в 2019 году. Наконец, после четырех лет испытаний, всё готово к коммерческому использованию. Новые поезда оснащены датчиками для обнаружения возможных препятствий и автоматического торможения в случае необходимости. Они могут развивать скорость до 320 км/ч, их эффективность лучше на 25%, это означает, что больше поездов может быть запущено на тех же линиях. Хотя ряд более медленных линий поездов в мире уже были автоматизированы ранее, SNCF становится первым оператором в мире, который управляет автоматизированными высокоскоростными поездами.
 
На первое время машинисты всё же остаются в кабине в случае аварийной ситуации.
 
Линии TGV проходят между Парижем и городами на юго-востоке Франции, но постепенно расширяются до других частей страны.
 

Большинство видов приматов исчезает из дикой природы

Несмотря на затраченные усилия по сохранению приматов, к этому времени в дикой природе вымирают большинство мокроносых приматов, обезьян, малых человекообразных обезьян (например, гиббонов) и высших приматов, таких как гориллы. Более 300 из 504 известных видов будут утеряны к концу этого года, оставшись только в зоопарках или частных резервациях.
 
Непрекращающаяся экспансия мировой экономики оказывает огромное "давление" на дикую природу, что приводит к серьезному истощению местообитания приматов. Спрос на пальмовое масло, каучук и другие товары, наряду с общим ростом урбанизации, дорожным строительством, горнодобывающей промышленности и других видов деятельности, провоцирует вырубку миллионов квадратных километров леса. Кроме того, изменение климата влияет на обширные зоны, ставшими более уязвимыми для засухи и пожаров. Браконьерство и торговля тушами животных также является отрицательным фактором.
 
Население Земли сейчас превышает 9 млрд., воздействие человека на окружающую среду растет настолько сильно и так быстро, что невозможно было сохранить эти хрупкие среды обитания в столь сжатые сроки. Хотя некоторые успехи по сохранению природы и были достигнуты, общий прогноз для приматов остается негативным. Обеспечение сохранности материалов ДНК вымерших животных является в настоящее время приоритетным в надежде воскресить эти виды в будущем.
 

Страницы