Первый испытательный полет космолёта «Скайлон»

До сих пор все космические аппараты запускаемые с Земли в космос использовали несколько ступеней. Требовалось сбрасывать части ракеты-носителя во время полета, в целях снижения веса. В течение 2020-х годов удалось создать новый космолёт многоразового использования, который может выходить в космос без применения внешних компонентов: разгонных ступеней, внешних ускорителей или сбрасываемых топливных баков. Вместо этого достаточно одного гибридного реактивного ракетного двигателя. 
 
Известный как «Скайлон» (англ., Skylon), проект разработан Британским аэрокосмическим производителем Reaction Engines Limited, базирующийся в Оксфордшире, Англия, финансируемый правительством Великобритании, Европейским космическим агентством и BAE System. Общая стоимость программы оценивается в 10,1 млрд долларов, с удельной ценой космолёта около 270 млн. долларов. Компания BAE Systems приобрела в 2015 году 20% акций компании, вложив первоначальную сумму в размере 29,4 млн долларов на постройку двигателя.
 

Skylon в полёте, изображение Reaction Engines.
 
Skylon способен подниматься в воздух как обычный самолёт, однако, используя специально подготовленную для тежёлого веса полосу, и, достигнув гиперзвуковой скорости в 5,5 Маха и высоты в 26 километров, переходить на питание кислородом из собственных баков, чтобы выйти на орбиту. Это обеспечивает значительное сокращение потребления топлива. Затем он закрывает воздуховод и работает как высокоэффективная ракета, чтобы выполнить оставшуюся часть своего путешествия до орбиты в 300 км над Землёй.
 
Ключевой частью проекта является уникальная силовая установка — два многорежимных турборакетнопрямоточных двигателя ("SABRE") — гиперзвуковой комбинированный синергетический воздушно-реактивный/ракетный двигатель с предварительным охлаждением). То есть, это турборакетные двигатели с дополнительными прямоточными контурами.
 
Хотя грузоподъемность составляет 15 тонн (около 1/3 от Шаттла), каждый космолёт стоит дешевле (около 1/10) и значительно более экономичен во многом благодаря низкому весу SABRE. После завершения миссии, корабль вновь входит в атмосферу с защищенной прочной керамической обшивкой и садится на взлетно-посадочную полосу как обычный самолет. Пройдя всё необходимое техническое обслуживание, он способен к полёту уже через два дня (по сравнению с двумя месяцемя для Шаттла).
 
Наземные испытания двигателя SABRE начались в 2019 году. Первый беспилотный тестовый полет был первоначально запланирован на 2020 год, но впоследствии из-за проблем с финансированием был перенесён на 2025 год. Изначально не приспособленный для экипажа, Скайлон впоследствии будет использоваться и для доставки астронавтов на космическую станцию и обратно. Будущие версии могут быть приспособлены для космического туризма, перевозить до 30 пассажиров в специально построенном модуле со стоимостью билета до 500 000 $ на человека. Скайлон называют самым большим прорывом в ракетно-космической двигателестроительной отрасли с момента изобретения реактивного двигателя – произведя революцию в доступности космоса. Это также приводит к созданию коммерческих авиалайнеров, способных преодолевать расстояния между континентами за четыре часа.


Год:

Тематика: