Рубрика: 2020-е

Миссия Artemis III на поверхность Луны

Artemis III, ключевая миссия в программе Artemis НАСА, отмечает историческое возвращение людей на Луну впервые с декабря 1972 года. Это следует за беспилотным испытательным полетом Artemis I (2022 год) и пилотируемым лунным пролетом с помощью Artemis II (2025 год).

В апреле 2021 года НАСА выбрала SpaceX в качестве подрядчика для Системы Посадки Человека (HLS) Artemis III. HLS будет перемещаться на мощной ракете Super Heavy компании SpaceX, являющейся частью более крупного космического аппарата Starship. Пилотируемый космический корабль “Орион”, доставленный на Луну с помощью ракеты Space Launch System (SLS), будет стыковаться на лунной орбите с HLS, астронавты пересаживаются с “Ориона” на HLS перед посадкой на поверхность.

НАСА намеревается отправить Artemis III для исследования южного полюса Луны; регион, представляющий большой научный интерес из-за наличия водяного льда в постоянно затененных областях вокруг него. В ходе миссии два астронавта приземляются на поверхность и остаются там примерно неделю. Хотя на борт “Ориона” может отправиться до четырех астронавтов, только двое будут на поверхности на борту HLS, а двое остаются в орбите на борту “Ориона”. Те, кто находится на поверхности, станут первой женщиной и первым человеком не белого цвета кожи, ступившим на Луну.

Перед их прибытием дополнительное оборудование устанавливается на поверхности, включая ровер для исследования областей в постоянной тени на расстоянии от 5 до 15 км, где можно обнаружить и изучить лед.

Artemis III станет последней миссией, использующей SLS Block 1, у которого грузоподъемность составляет 27 тонн. Затем ракета будет модернизирована до SLS Block 1B с более крупным и более мощной Верхней Ступенью для Исследований, способной перевозить грузы до 42 тонн. Это позволяет доставить модули для сборки новой космической станции на лунной орбите, известной как Лунный Шлюз, в рамках миссий Artemis IV–VI.

В 2030-е годы Artemis миссии VII–XI используют еще более крупную вариант SLS Block 2, позволяющий перевозить грузы весом 46 тонн. Эти последующие миссии доставляют модули для жилых помещений на поверхность Луны, что приведёт к созданию постоянной лунной базы.

More…

2027

Запуск GPT-4

В июне 2018 года исследователи компании OpenAI, базирующейся в Калифорнии, опубликовали исследование о “Генеративном предварительно обученном трансформере” (GPT). До этого лучшие языковые модели искусственного интеллекта (ИИ) в основном использовали обучение с учителем на основе большого количества вручную размеченных данных. Эта зависимость от обучения с учителем ограничивала их использование на неразмеченных наборах данных, а также делала обучение крайне дорогостоящим и затратным по времени для обучения очень больших моделей.

В отличие от этого подход GPT включал в себя этап ненадзорного генеративного “предварительного” обучения, используемый для установки начальных параметров, а затем этап “настройки” для адаптации этих параметров к целевой задаче. GPT имел 117 миллионов параметров, которые можно было рассматривать как примерно эквивалентные отдельным соединениям в мозгу. Новая архитектура GPT обеспечивала более структурированную память, что приводило к “устойчивой переносимой производительности на различных задачах”.

Исследования OpenAI привели к более продвинутой версии с размером набора данных и количеством параметров в 10 раз больше. Как и ее предшественник, GPT-2 использовал ненадзорную модель трансформатора, обученную создавать текст, предсказывая наиболее вероятное следующее слово в последовательности токенов. Продолжая предсказывать дополнительные слова, он мог соединять полные предложения и абзацы с полностью понятными (и семантически значимыми) утверждениями на естественном языке, несколько похожим на очень продвинутую форму автокоррекции на смартфонах. Большой набор данных позволил GPT-2 выполнять задачи за пределами простого создания текста: такие как ответы на вопросы или краткое изложение и даже перевод между языками в различных конкретных областях без предварительной инструкции.

GPT-3, выпущенный в июне 2020 года, поднял исследования на новый уровень. Он имел количество параметров 175 миллиардов, более чем в 100 раз больше, чем у GPT-2, и требовал 800 ГБ хранилища. Около 60% взвешенного набора данных для предварительного обучения GPT-3 было получено из отфильтрованной версии Common Crawl – открытого хранилища данных веб-сайтов, состоящего из 410 миллиардов байт-парных закодированных токенов. Другие источники текста включали WebText2 – корпус веб-сайтов, связанных с сообщениями Reddit с тремя или более положительными отзывами, а также Википедию и цифровые книги.

The New York Times описала способность GPT-3 генерировать естественно звучащий язык, включая компьютерный код, наряду с поэзией и прозой, не только как «удивительный», «жуткий» и «унизительный», но и как «более чем ужасающий». В обзоре Wired говорится, что от GPT-3 «бегут мурашки по всей Силиконовой долине».

Однако некоторые остались настроены скептически, в том числе сам генеральный директор OpenAI Сэм Альтман, который раскритиковал то, что он назвал «ажиотажем вокруг GPT-3», признав, что он имеет «серьезную слабость и иногда делает очень глупые ошибки… ИИ собирается изменить мир, но GPT-3 — это всего лишь очень ранний проблеск».

Растущее использование технологий автоматической генерации текста, основанных на GPT-3 и других языковых генераторах, привело к спорам об академической честности и о том, как школы и университеты должны оценивать, что представляет собой академические проступки, такие как плагиат. Опасения также возникли из-за возможности распространения дезинформации, в том числе предвзятого, сексистского, расистского и другого вредоносного контента, создаваемого ботами. В одном случае французский медицинский стартап протестировал GPT-3 в качестве медицинского чат-бота, который посоветовал вымышленному пациенту покончить жизнь самоубийством.

Тем не менее, GPT-3 оказалась чрезвычайно впечатляющей технологией во многих областях. Продолжались исследования алгоритмов, что привело к созданию нового прототипа, который пытался уменьшить количество негативных или ложных ответов. ChatGPT, версии 3.5, был запущен в ноябре 2022 года и продемонстрировал улучшенное понимание этики и морали. Он мог предложить более вдумчивые ответы о том, что делать — с учетом законности, чувств и эмоций людей и безопасности всех участников — с четко сформулированными ответами во многих областях знаний. ChatGPT также обладал феноменальными навыками компьютерного кодирования, способного сгенерировать весь макет веб-сайта или подробный сценарий за считанные секунды всего по нескольким запросам пользователя. Однако его фактическая точность оказалась в ряде случаев неравномерной.

GPT-4 появляется в 2023 году, и эксперты по технологиям начали размышлять о том, какими могут быть его возможности. Оценки количества параметров сильно различались — от тех, кто считал, что оно будет таким же или лишь немного больше, чем 175 миллиардов GPT-3, до тех, кто предсказывал еще один огромный скачок, возможно, на сотни триллионов.

В конце концов, GPT-4 оказывается в нижней части этих прогнозов. Однако эффективное масштабирование значительно улучшилось в последние годы, а это означает, что количество параметров само по себе больше не является лучшим показателем производительности языковой модели — схлже с так называемым «мифом о мегагерцах» 2000-х годов, который применялся к скоростям персональных компьютеров. Вместо этого обучение на больших наборах данных теперь более важно.

GPT-4 представляет собой самую впечатляющую языковую модель из когда-либо созданных — она прошла несколько модифицированных версий теста Тьюринга и вызвала широкие общественные дебаты по поводу потенциала искусственного интеллекта в ближайшем будущем. Он имеет большую скорость, более длинное контекстное окно, лучшую точность фактов и улучшенную способность «запоминать» и ссылаться на информацию из предыдущих разговоров. В нем также дополнительно рассматриваются этические проблемы, связанные с более ранними версиями.

Благодаря постоянному повышению эффективности и снижению стоимости оборудования GPT-4 и его производные начинают распространяться в таких приложениях, как обслуживание клиентов и техническая поддержка. Пятое и шестое поколения языковых моделей будут разработаны во второй половине 2020-х годов, что приведёт к созданию действительно человекоподобного ИИ, способного имитировать реального человека почти в 100% случаев.

More…

2023

2D штрих-коды широко используются в розничной торговле

Первый традиционный штрих-код был изобретен в 1940-х годах Норманом Джозефом Вудлендом и Бернардом Сильвером, двумя аспирантами из Филадельфии, США. Их первоначальный дизайн состоял из серии концентрических кругов, которые могли быть прочитаны сканером с использованием ультрафиолетового света. В 1960-х годах Вудленд и Сильвер усовершенствовали свой дизайн и разработали современный штрих-код, состоящий из серии линий и промежутков различной ширины. Они также разработали сканер, который мог читать штрих-код с помощью видимого света, и систему для присвоения уникальных идентификационных номеров продуктам. Позже это получило название Универсальный код продукта (UPC).

В 1972 году британская супермаркетная сеть Sainsbury’s ввела систему штрих-кода для более эффективного управления запасами, используя UPC. В 1974 году пачка жевательной резинки Wrigley’s стала первым продуктом, проданным с помощью штрих-кода, когда он был отсканирован в супермаркете в штате Огайо, США. Штрих-коды вскоре стали неотъемлемой частью розничной торговли, используемой для идентификации и отслеживания продуктов в магазинах и складах по всему миру.

В 1994 году дочерняя компания Toyota Denso Wave изобрела первый 2D штрих-код, встраивая данные на горизонтальных и вертикальных осях, как способ отслеживания запчастей для автомобилей в процессе производства. Разработанный компанией Quick Response (QR) код получил широкое распространение в Японии, наряду с многими другими типами 2D штрих-кодов (также известных как матричные коды).

В отличие от линейных (1D) штрих-кодов, этот новый формат мог представлять гораздо больше данных на единицу площади. В то время как стандартный штрих-код обычно имел только 12-20 цифр, QR-код имел возможность вмещать более 4 000 алфавитно-цифровых или 7 000 числовых символов.

Однако наиболее значительным стало то, что количество возможных комбинаций стало астрономически выше. UPC-A, наиболее распространенный из 1D штрих-кодов, имел около триллиона (1012) возможных комбинаций. Первая версия QR-кодов, выпущенная в 1994 году, содержала 21 x 21 модуль (черно-белый квадрат), который увеличился до 177 x 177 в версии 40 в 2015 году. Это позволило использовать 109403 возможных комбинаций – больше, чем общее число атомов в известной Вселенной, обеспечив человечество неисчерпаемым количеством кодов.

После того, как QR-коды и другие форматы 2D штрих-кодов стали популярными в Японии, они начали распространяться в страны по всему миру. В 2010-х годах они стали ещё более широко используемыми из-за распространения смартфонов с камерами и возможностями сканирования кодов. Пандемия COVID-19 в 2020 году ещё больше увеличила их привлекательность как “бесконтактной” системы для отображения информации.

Поскольку 2D штрих-коды уже широко используются в производстве, складах, логистике, здравоохранении и других отраслях, внимание сейчас сосредоточено на розничном секторе, чтобы сделать его старую систему штрих-кода подходящей для 21 века. Эти усилия включают Sunrise 2027, предложенный GS1 US, некоммерческой организацией стандартов, а также инициативы в других странах, направленные на то, чтобы все магазины и терминалы продажи были настроены и готовы принимать 2D штрих-коды.

К 2027 году это обновление в основном завершено. Использование 2D штрих-кодов в розничной торговле предлагает большую ёмкость данных, интерактивные возможности, улучшенное отслеживание и трассировку и экономическую эффективность.

Например, о продукте может быть сохранено больше информации, такой как пищевая ценность, список ингредиентов и информация об аллергенах. Это может быть важно для клиентов с диетическими ограничениями или аллергиями и помогает продвигать прозрачность и доверие между клиентами и производителями пищевых продуктов. Коды могут использоваться для создания интерактивных возможностей для клиентов, таких как предоставление рецептов, игр или скидок, вознаграждений программы лояльности.

Они также помогают магазинам и производителям продуктов питания собирать ценные данные и понимать предпочтения и поведение клиентов. Отдельные продукты питания могут быть прослежены на всем пути производства, от фермы до стола. Это помогает улучшить безопасность и контроль качества продуктов питания, а также может помочь сократить потери, выявляя и устраняя неэффективности в цепочке поставок.

More…

2027

Автономные автомобили 3-го уровня на дорогах Европы

В 2022 году в Европе появляются первые автомобили с автономностью 3-го уровня. Это следует после одобрения немецких властей в предыдущем году. В то время как транспортные средства с автономностью 2-го уровня управляются только частично без помощи рук и требуют постоянного контроля со стороны человека, системы 3-го уровня могут управлять автомобилем автономно в определенных условиях (например, на автомагистралях) и могут принимать решения, не требуя от водителя брать управление на себя.

Mercedes-Benz переработал свой седан S-класса, включив в него функцию Drive Pilot, и в 2021 году получил техническое одобрение Федерального управления автомобильного транспорта Германии на основе действующих на международном уровне Правил ООН 157 для автоматизированных систем удержания полосы движения. Новая технология использует множество камер, радаров и датчиков для мониторинга ситуации с транспортным средством, контролирует его скорость и расстояния до других участников дорожного движения, а также независимого выполнения маневров уклонения или торможения без вмешательства водителя. Собранная в режиме реального времени информация о геометрии дорог, профилях маршрутов, дорожных событиях и дорожных знаках в сочетании с высокоточным GPS и цифровой 3D-картой позволяет системе самостоятельно управлять автомобилем в течение длительного времени. Mercedes-Benz также может осуществлять экстренный вызов и открывать двери и окна, чтобы предоставить доступ службам экстренного реагирования в случае чрезвычайной ситуации.

Drive Pilot – это гораздо более продвинутая версия более раннего “Пакета помощи водителю” для S-класса. Добавлен новый лидар с рабочим углом 120°, камера на заднем стекле, а также микрофоны для обнаружения огней и сирен приближающихся автомобилей скорой помощи.

Первоначально система ограничена максимальной скоростью 60 км /ч на 13 200 км автодорог в Германии. Однако, позже он станет доступен и в других странах, таких как США и Китай, скоростные ограничения будут снижаться.

More…

2022

Миссия по возвращению образцов с астероида Камоалева

В этом году Китай проводит миссию по возвращению образцов с околоземного астероида 469219 Камоалева. Это крошечное, быстро вращающееся тело имеет диаметр всего 41 м и является самым маленьким, ближайшим и наиболее постоянным (известным) квазиспутником Земли. Его орбита и содержащиеся в нем силикаты, похожие на лунные, делают его вероятным осколком Луны. Он максимально отдаляется от Земли на 100 расстояний между планетой и Луной, а минимально — на 38 расстояний. Астероид стал квазиспутником Земли всего около 100 лет назад, сначала считалось, что объект будет представлять собой квазиспутник Земли ещё несколько столетий, но позже стало известно, что предыдущие оценки оказались заниженными и он останется квазиспутником миллион лет или даже больше. Миссия предоставляет подтверждение этому, помимо дополнительных научных данных, после возвращения образца годом спустя.

Технические проблемы включают в себя выход на орбиту и удержание зонда вокруг небольшого тела с очень слабой гравитацией. Космический корабль требует двигатели с длительным сроком службы и высокоточной системой навигации, наведения и управления. Возвращаемая капсула также должна выдерживать сверхскоростное возвращение в атмосферу Земли.

Китай прорабатывает две стратегии миссии – “закрепление” и “касание и движение” – используя обе для максимального увеличения шансов на успех. Зонд приземляется на астероид с помощью четырех роботизированных манипуляторов, на конце каждого из которых имеется сверло для прикрепления.

После доставки образцов на Землю в возвратной капсуле зонд продолжит движение к комете главного пояса 311P/PANSTARRS. По прибытии в 2034 году он будет использовать различные камеры, спектрометр и другие приборы, чтобы исследовать вероятность доставки воды на Землю подобной кометой. Он также даёт представление о различиях между активными астероидами и классическими кометами.

More…

2025

Появились суперкомпьютеры в 1 эксафлопс

Производительность в 1 эксафлопс означает, что машина может выполнять квинтиллион (миллиард миллиардов, число с 18-ю нолями) операций с плавающей запятой в секунду. Лучшие суперкомпьютеры мира в настоящее время достигают этой скорости, что в 1000 раз выше, чем у машины с мощностью 1 петафлопс.

Эксафлопсный барьер в марте 2021 года впервые преодолел китайский суперкомпьютер Sunway Oceanlite. Тесты показали пиковую производительность 1,3 эксафлопса при устойчивой производительности 1,05 и при максимальном энергопотреблении 35 мВт. Компьютер располагает 42 млн вычислительных ядер и может запускать полноценное квантовое моделирование.

Рост вычислительной мощности в течение многих лет следовал экспоненциальной тенденции. Однако во второй половине 2010-х годов наблюдалось замедление темпов прогресса. Ранее было предсказано, что машины exaFLOP прибудут к концу десятилетия, но этот график, похоже, нарушился из-за технических и финансовых проблем.

IBM представила “Summit” с максимальной производительностью 200 петафлопс, который стал самым быстрым суперкомпьютером в мире в июне 2018 года, и этот титул он сохранял в 2019 и 2020 годах. Несколько претендентов ждали своего часа, в том числе три машины exaFLOP, разрабатываемые Китаем, три – США и другие – Европейским союзом, Индией, Японией и Тайванем. Они были запущены в начале и середине 2020-х годов.

Китай был первой страной, которая достигла “пиковой” производительности на эксафлопсе, но в достижении устойчивой производительности на эксафлопсе наблюдались постоянные задержки. К 2022 году, наконец, эта величина достигнута, используя процессоры, разработанные и произведенные внутри страны. После Китая следующими странами, демонстрирующими устойчивую производительность exaFLOP, являются Соединенные Штаты и Япония.

Масштабные вычисления приводят к революционным достижениям в ряде областей, позволяя проводить моделирование большего масштаба, сложности и продолжительности, чем когда-либо прежде. Нейробиология является одной из областей, заслуживающих особого внимания, поскольку становится возможным моделировать весь человеческий мозг в режиме реального времени, вплоть до уровня отдельных нейронов. Последующая модернизация существующих машин, наряду с совершенно новыми машинами, позволит повысить производительность на несколько порядков и проложит путь к суперкомпьютерам мощностью зеттафлопс в 2030-х годах.

2022

Запуск стандарта связи 5G

С 2019 по 2020 год внедряется очередной крупный стандарт сотовой беспроводной связи, обеспечивающий значительно улучшенные скорости передачи данных. Семейство стандартов 5G является важной вехой от предыдущих поколений с точки зрения мощности и надёжности.

В то время как пропускная способность 4G обычно измерялась в десятках мегабит в секунду с пиковыми скоростями около 100Mbps, новые 5G сети достигают улучшения на порядок – несколько сотен мегабит в секунду в реальных, менее чем идеальных условиях, с пиками в несколько гигабит в секунду. Потоковая передача 4K и даже более высоких резрешений, наряду с практически мгновенными загрузками видео высокой четкости и других больших файлов, становится нормой.

Ключевым преимуществом 5G является сверхнадежная связь с низкой задержкой (URLLC) – т.е. сокращение времени передачи сообщения от отправителя к получателю – всего лишь миллисекунда задержки по сравнению с приблизительно 70 мс в 4G сетях. Это особенно полезно в многопользовательских мобильных играх, заводских роботах, удаленной хирургии (т.н. телехирургия), самоуправляемых автомобилях и других задачах, требующих мгновенного ответа.

Другой ключевой особенностью являются широко распределительные сети, которые означают, что 5G пользователь может быть одновременно подключен к нескольким технологиям беспроводного доступа и беспрепятственно перемещаться между ними, независимо от того, подключены ли они к 2.5G, 3G, 4G или 5G, Wi-Fi, WPAN или любой другой современной технологии доступа. Легко обрабатываются несколько параллельных путей передачи данных. В то же время стратосферные cистемы на высотных платформах (HAPS), использующие 5G, могут предоставлять высокоскоростные интернет-услуги на очень больших географических площадях.

5G входит в число наиболее значимых технологий начала XXI века. Это знаменует собой подлинное рождение Интернета вещей (IoT), вызвав беспрецедентный взрыв «умных» устройств с многотриллионным воздействием. Он обеспечивает единый глобальный стандарт с полной совместимостью, независимо от бренда или модели.

Первый этап завершился к марту 2019 года. Он обеспечил раннее коммерческое развертывание примерно для 20 операторов по всему миру, включая всех крупных операторов в США. Второй этап завершен к марту 2020 года. За 5G в 2030-х годах последует стандарт 6G, предлагающий терабитные скорости.

2020

Миссия по исследованию Луны «Чанъэ-5»

«Чанъэ-5» — это китайская миссия по исследованию Луны, состоящая из спускаемого аппарата и системы возврата образцов породы. Это первая подобная попытка со времен советской «Луны-24» осуществлённой в 1976 году. Она следует за более ранним зондом Чанъэ-4, который совершил первую мягкую посадку на обратной стороне Луны в январе 2019 года.

Китайская программа исследования Луны была разбита на три этапа постепенного технологического прогресса: первым был простой выход на орбиту Луны, задача, выполненная Чанъэ-1 в 2007 году и Чанъэ-2 в 2010 году. Второй заключался в посадке на Луну, как это было в Чанъэ-3 в 2013 году и Чанъэ-4 в 2019 году. Третья фаза – сбор лунных образцов с ближней стороны и отправка их обратно на Землю, задача для Чанъэ-5 и Чанъэ-6.

Зона посадки для Чанъэ-5 – Монс Рюмкер в океане Прокелларум, расположенном в северо-западной области ближней стороны Луны. Этот регион состоит из большого возвышенного вулканического кургана диаметром 70 км, который обладает сильной спектроскопической сигнатурой базальтового лунного материала.

Миссия включает в себя четыре модуля или элемента: спускаемый аппарат, собирающий около 2 кг образцов с двух метров под поверхностью, которые затем помещаются в прикрепленный подъёмный аппарат, который позже запускается на лунную орбиту. Подъёмный аппарат совершает автоматическое сближение и стыковку с орбитальным аппаратом, который переносит материал в капсулу для возврата образцов для доставки обратно на Землю.

Спускаемый аппарат оснащён камерами, в том числе панорамной камерой, спектрометром для определения минерального состава, прибором для анализа почвенного газа, прибором для анализа состава почвы, секционным термоприемником для отбора проб и георадаром. Для получения образцов он использует роботизированную руку, ударно-вращательное сверло, совок для отбора проб и разделительные трубки для выделения отдельных образцов.

Чанъэ-5 запущен в декабре 2020 г.  17 декабря возвращаемый модуль миссии «Чанъэ-5» успешно приземлился. КНР стала третьей страной в истории, доставившей образцы с Луны. Во время 23-дневной миссии «Чанъэ-5» на возвращаемом модуле лунного зонда также находились семена риса (около 40 граммов). Некоторые из побывавших на Луне семян риса успешно проросли.

Преемник, Чанъэ-6, последует в 2024 г. и вернёт образцы с южного полюса Луны. Чанъэ-7 выполнит детальное обследование южного полярного региона, в то время как Чанъэ-8 предназначен для тестирования технологий, необходимых для строительства лунной научной базы.

More…

2020

Завершение строительства Бреннерского тоннеля

Бреннерский тоннель или базисный тоннель Бреннера (нем. Brennerbasistunnelитал. Galleria di base del Brennero) – это 64-километровый маршрут грузовых и пассажирских поездов, проходящий через основание горного хребта Восточных Альп и соединяющий Скандинавию со Средиземноморьем. Он состоит из двух основных тоннелей, по которым осуществляется движение с севера на юг и обратно. Под ними находится меньший вторичный тоннель, который используется во время строительства в качестве направляющего тоннеля для определения геологических условий, а затем используется для дренажа и аварийного доступа.

Проект стоимостью 9,2 млрд евро получает значительное финансирование от Европейского союза. Он образует центральный компонент гигантского коридора SCAN-MED, начинающегося в Финляндии и тянущегося до Мальты, который образует важнейшую ось север–юг для европейской экономики.

В дополнение к базисному тоннелю Бреннера в Центральной Европе, еще одним важным компонентом коридора SCAN-MED является Фемарнбельтский тоннель в северной части маршрута. Этот подводный тоннель обеспечивает прямую связь между северной Германией и Лолландом, а оттуда – с датским островом Зеландия и Копенгагеном, став самым длинным в мире комбинированным автомобильным и железнодорожным тоннелем. Фемарнбельтский тоннель завершён вскоре после Бреннерского тоннеля.

Максимальная рабочая скорость в базисном тоннеле Бреннера составляет 250 км/ч для пассажирских поездов и 160 км/ч для грузовых. Это помогает устранить основное препятствие на альпийских маршрутах между Германией и Италией.

Раньше поездки были связаны с извилистыми железнодорожными путями и перегруженными дорогами с крутыми уклонами. В отличие от этого, Бреннерский тоннель – это совершенно новый маршрут, проходящий с малыми углами наклона напрямую через десятки километров скал. На глубине 1720 м под поверхностью он становится самым глубоким проходом через Альпы, сокращая время в пути с 80 до всего 25 минут.

Серьезной технической проблемой были четыре различных типа горных пород и одна из самых длинных линий разломов в Европе, через которую должен пройти туннель. Первый этап длился с 1999 по 2002 год и включал подготовительную работу. Этап II продолжался с 2003 по 2008 год с разведочными скважинами, экологическим планированием и окончательными техническими деталями. Этап строительства основного тоннеля начался в 2011 году.

Проект предусматривает в общей сложности выемку 21,5 миллиона кубометров горных пород, при этом около трети из них перерабатывается и повторно используется в качестве заполнителя бетона в туннеле. Оставшийся материал направляется на пять объектов над землей, действуя в качестве наполнителя для участков, которые могут быть засажены лесом и благоустроены. После завершения строительства в 2028 году базисный тоннель Бреннера становится самым длинным подземным железнодорожным соединением в мире, превысив Готардский базисный тоннель в Швейцарии протяженностью 57 км и метротоннеля Гуанчжоу в Китае.

2028

Запущена коммерческая космическая станция Starlab

Starlab – первая в истории коммерческая космическая станция свободного полета. Объявленный в октябре 2021 года, проект представляет собой сотрудничество между Nanoracks, Voyager Space и Lockheed Martin.

Его внутренний объем составляет 340 м³, что примерно на треть меньше, чем у Международной космической станции (МКС). Являясь платформой с постоянным экипажем, она обеспечивает постоянное присутствие США на низкой околоземной орбите в то время, когда срок службы МКС приближается к концу.

Основные элементы космической станции Starlab включают большую надувную среду обитания, спроектированную и построенную компанией Lockheed Martin, металлический стыковочный узел, силовой и двигательный элемент (60 кВт), большую роботизированную руку для обслуживания грузов (максимальная полезная нагрузка 22 м³) и современную лабораторную систему с комплексными исследовательскими, научными и производственными возможностями. Среди предоставляемых возможностей – исследование материалов, выращивание растений и исследования биотехнологий, полеты астронавтов и космический туризм. Станция может вместить до четырех пассажиров одновременно.

Первоначальная работоспособность начинается в 2027 году. В настоящее время на околоземной или околоземной орбите находится несколько космических станций – Starlab, МКС, которая скоро будет выведена из эксплуатации, новая космическая станция Китая и строящиеся “Лунные ворота”.

More…

2027