2040-е |

Белые люди становятся меньшинством в США

Америка является страной, основанной на иммиграции. Сегодня её население является ещё более разнообразным и мультикультурным, чем когда-либо. После иммиграционной реформы 1965 года (которая выросла из движения за гражданские права), количество небелых людей резко возросло. В особенной степени, это касалось выходцев из Латинской Америки, количество которых выросло от 6,3 млн. в 1960 году до более чем 50 млн к 2010 году.

К началу 2010-х годов, количество небелых жителей уже стало доминировать в Калифорнии, Гавайях, Нью-Мексико, Техасе и Вашингтоне, в то время как небелыми была почти половина всех детей в стране. Эта тенденция сохранилась на протяжении последующих десятилетий. К 2042 году белые люди сами стали меньшинством.

Такое быстрое изменение демографического состава существенно изменило политический расклад в стране. Латиноамериканцы, темнокожие и другие меньшинства имеют тенденцию к левым убеждениям. Другие факторы, повлиявшие на предпочтения избирателей, такие как растущая урбанизация страны, где города в большей степени поддерживают либеральную и прогрессивную политику по сравнению с традиционными сельскими общинами. Поколения «X» и «Y» (вступающее теперь в зрелый возраст) также изменили политическую сцену, поскольку большинство из них голосуют за демократическую партию.

Этот и другие факторы повлияли на то, что старый стиль Республиканской партии сделал её фактически не избираемой. В настоящее время Республиканская партия была вынуждена резко смягчить свою политику и риторику по сравнению с предыдущими десятилетиями.

Больше…

Словения закрывает свою единственную атомную электростанцию

АЭС находится в г. Кршко, Словения. Она строилась с 1975 по 1983 год как совместное предприятие Словении и Хорватии, которые на тот момент были частями Югославии. Её генерирующей мощности в 730 мегаватт хватало, чтобы обеспечивать более четверти энергии Словении и 15% энергии Хорватии.

В 2008 году произошла утечка охлаждающей жидкости, это вызвало опасения повторения Чернобыльской катастрофы и общеевропейскую тревогу. Однако оказалось, что тревога была ложной. Этот инцидент привлёк относительно большое внимание средств массовой информации к тому, что оказалось незначительной неисправностью.

Дата остановки работы приходилась на 14 января 2023 года. График плана по её списыванию, утвержденного парламентами Словении и Хорватии, предполагал начало разборки станции некоторое время спустя после этой даты, и она должна была продлиться до 2036 года. Но впоследствии срок службы станции был продлен еще на 20 лет – до 14 января 2043 года словенским регулятивным органом (URSJV).

Больше…

Море Росса теряет половину своего летнего ледового покрова

Море Росса это большой залив Южного океана в Антарктиде. Как и большая часть замороженного континента, оно накапливало лёд до начала 21-го века. Это происходило из-за различных факторов, включая скорость ветра, выпадение осадков, уровня солености, океанического течения, температуры воды и воздуха.

В последующие десятилетия, однако, стало происходить резкое сокращение ледового покрова в течение летних месяцев, когда температуры в регионе резко возросли с соответствующими изменениями в розе ветров и океанских течений. К 2043 году 50% летнего ледяного покрова было утеряно и данная тенденция продолжится до уровня 56% к 2050 году и 78% к 2100 году.

Море Росса имеет критически важное значение в регуляции морского льда в Антарктике в целом. Его сокращение будет иметь долгосрочные последствия для континента. Это происходит в тот момент, когда многие страны и корпорации начинают рассматривать континент с коммерческой точки зрения, видя в нём потенциал для добычи природных ресурсов. Договор об Антарктике, обеспечивающий использование континента исключительно в интересах всего человечества, подлежит пересмотру в 2048 году.

Естественно, такое изменение негативно влияет на одну из немногих нетронутых человеком морских экосистем: на ряд важных видов животных, которые зависят от льда в течение всего жизненного цикла, в их числе подлёдный криль и антарктическая серебрянка. Криль являются основным источником пищи для основных хищников Моря Росса – малых полосатиков, тюленей-крабоедов, пингвинов Адели и императорских пингвинов (последние могут исчезнуть к 2100 году, если не предпринять никаких мер).

Больше…

Посадочный аппарат «Чанъэ-3» отключается

«Чанъэ-3» — китайская автоматическая межпланетная станция для изучения Луны и космического пространства была запущена в 2013 году. Межпланетная станция является посадочным аппаратом, состоящим из стационарной лунной станции и первого китайского лунохода. «Чанъэ-3» совершил первую в истории китайской космонавтики (и первую за 37 лет, после советской АМС «Луна-24») мягкую посадку на Луну. Посадка на лунную поверхность была намечена на 16 декабря 2013 года, в кратере Залив Радуги Моря Дождей (рядом с местом посадки советского «Лунохода-1» в 1970 году), но состоялась 14 декабря и на 400 километров восточнее.

На поверхности развернут 6-колёсный луноход «Юйту», массой 140 кг, который может развивать скорость до 200 метров в час. Он был предназначен для изучения площади в 3 квадратных километра в течение трехмесячной миссии. Луноход, питающийся от двух панелей солнечных батарей, оснащён двумя парами камер (навигационные и панорамные), альфа-рентгеновским и инфракрасным спектрометрами, чувствительные элементы которых размещены на манипуляторе. Кроме того, на его донной части смонтирован радиолокатор, впервые позволивший напрямую изучать структуру грунта до глубины порядка 30 м и коры Луны до глубины в несколько сотен метров.

Посадочный аппарат, между тем, содержит камеру коротковолнового УФ-диапазона, предназначенную для наблюдения земной ионосферы в полосе 30,4 нм в интересах исследования космической «погоды», солнечной активности, состояния магнитного поля Земли и потоков частиц в ионосфере. На нём также установлен 150-миллиметровый оптический телескоп ближнего УФ-диапазона Lunar-based ultraviolet telescope (LUT) системы Ричи — Кретьена для астрономических наблюдений за объектами, включая галактики, активные ядра галактик, переменные звезды, двойные звезды, новые, квазары и блазары, а также структуры и динамики плазмосферы Земли и другие объекты яркостью вплоть до 13m. Это первый автоматизированный и дистанционно управляемый телескоп работающий на другом небесном теле. Также на аппарате установлены три камеры, снимающие в разных направлениях, которые предоставляют панорамные снимки поверхности Луны с высоким разрешением.

С панелями солнечных батарей и радиоизотопными отопителями (RHU) на борту работоспособность Чанъэ-3 рассчитана на 30 лет. Это очень долгая миссия. Для сравнения, продолжительность жизни миссии НАСА “Марсианская научная лаборатория” (МНЛ) составляла 14 лет. В то время как луноход перестал работать в марте 2015 года, телескоп в посадочном аппарате имел достаточно энергии, чтобы проработать до 2043 года. К этой дате, «Чанъэ-3» отключился. Как места посадок «Аполлонов» в конце 1960-х и начале 1970-х годов, он приобретает исторический статус и, когда простые обыватели смогут побывать на Луне, в конечном счёте станет туристической достопримечательностью. Учитывая отсутствие атмосферы и погодных условий на поверхности, он будет тысячелетиями пребывать в своём первозданном состоянии.

Больше…

Последние ветераны Второй Мировой войны исчезают

В течение последнего десятилетия количество последних из оставшихся в живых ветеранов Второй Мировой продолжает сокращаться. Лишь немногие из них дожили до 120 лет и смогли присутствовать на праздновании столетней годовщины дня высадки союзных войск на Атлантическое побережье Европы 6 июня 2044 года.

В этот день на Американском кладбище в Кольвиль-сюр-Мэр открывается капсула времени, которая воспроизводит место высадки в Нормандии, унесшее много жизней. Там представлены газетные статьи того времени, в том числе и послание Президента Эйзенхауэра будущим поколениям.

Больше…

Появляется всемирная сеть магистралей и железных дорог

В середине этого десятилетия практически все основные континенты соединены друг с другом дорогами, железными дорогами и туннелями. Эта всемирная магистраль, как ее теперь называют, никогда не представлялась как определенная цель или специальный проект. Вместо этого она создавалась длительными, постепенно увеличивающимися этапами, когда различные страны постепенно раздвигали свои границы и водные пути до ранее далеких соседей. С годами из путаницы магистралей и ж/д путей, опутывающих мир, начал выделяться один определенный маршрут, соединяющий все населенные континенты, за исключением Австралии.

Вероятно, одной из первых ступеней в этом процессе стала Транссибирская магистраль, строительство которой было начато еще в 1890 году. Она представляла собой сеть железных дорог, соединяющих Москву с русским Дальним Востоком и Японским морем. Она стала самой длинной железной дорогой в мире, с протяженностью 9 300 км и продолжала расширяться еще в течение следующего столетия.

В 20 веке появилась еще одна важная транспортная сеть — Панамериканское Шоссе. Она соединяла страны Америк и протянулась от Прадхо-Бэй на Аляске до низовий Южной Америки. Ее длина составляла 48 000 км, поэтому она стала самой длинной в мире автомобильной дорогой. Однако из-за Дарьенского пробела было невозможно проехать из Центральной Америки до Южной Америки на традиционной автомашине.

В 1994 году был официально открыт тоннель под Ла-Маншем (впервые эта идея появилась в 1802 году). Он стал первым прямым каналом между Великобританией и европейским материком со времен Ледникового периода. Этот мегапроект подразумевал длиннейший в мире туннель, проходящий по морскому дну, длина его 37,9 км.

В 2000 году был достроен Эресуннский мост. Он стал самой длинной в Европе комбинацией автомобильной дороги и железнодорожного моста и соединял главные транспортные сети Скандинавии и центральной и западной Европы. Появившийся позднее Фемарнбельтский мост стал самой прямой дорогой из Германии в Швецию и Норвегию.

К 2020-м годам в мире было завершено строительство нескольких значительных новых связующих дорог. Одной из них стал мост через Зондский пролив, соединяющий Индонезийские острова Суматру и Яву. Он использовал острова в проливе в качестве подставок. По этому мосту проходила шестиполосная магистраль и двухпутная железная дорога. Его строительство обошлось в сумму более 12 миллиардов долларов. Центральный пролет самой широкой части — висячего моста — составлял 3 000 метров (9 800 футов), что делало этот мост вторым по размерам висячим мостом в мире на то время.

К 2025 году довели до конца строительство еще одной важной линии, на этот раз в Средиземноморье. Туннель под Гибралтарским проливом находился на стадии планирования десятилетиями, но в середине 2010-х он, наконец, сдвинулся с мертвой точки. Переговоры между Испанией и Марокко тянулись довольно долго, но, в итоге, соглашение по поводу расходов было достигнуто. При постройке этого туннеля инженерам было брошено много серьезных вызовов, в основном, связанных с глубиной морского дна: около 300 метров в самых мелких местах. От сооружения автомобильного туннеля пришлось отказаться, поскольку отведение выхлопных газов на такой глубине было невозможным. Кроме того, чтобы сделать склон приемлемым, инженерам понадобилось установить оба въезда в туннель почти в 3 километрах от побережья. Несмотря на то, что расходы росли, проект продвигался; развитие строительных технологий позволило справиться со структурными проблемами и к середине 2020-х годов первые поезда начали совершать путешествия с одного континента на другой.

Больше…

Пятилетняя выживаемость при раке кишечника приближается к 100%

В начале 21-го века рак кишечника был третьим наиболее распространенным видом рака в мире. В 2008 году в мире ежегодно было более 1 200 000 новых случаев и 608 000 смертей. Рак кишечника был более распространен в развитых странах, где было диагностировано около 60% случаев. Самые высокие показатели выявлены в Австралии, Новой Зеландии, Европе и США и самые низкие показатели – в Африке и Юго-Центральной Азии.

Факторы риска для рака кишечника, как известно, включают: пожилой возраст (50 +), мужской пол, высокий уровень потребления жиров, алкоголя или красного мяса, ожирение, курение и недостаток физических упражнений. Примерно в 10% случаев заболевание связано с недостаточной активностью. Риск, связанный с алкоголем, появлялся при употреблении больше одного напитка в день.

Лечение рака кишечника будет зависеть от стадии заболевания, но, как правило, включает хирургическую операцию, химиотерапию и облучение. Для неизлечимых больных был доступен спектр процедур паллиативной помощи для уменьшения боли и улучшения качества жизни.

Исследования рака кишечника привели к заметному улучшению выживаемости в конце 20-го века, и эта тенденция продолжалась и в 21-м. Быстрое падение стоимости секвенирования генома вместе с появлением более сложных мышиных моделей позволило получить более ценную информацию о природе и механизмах болезни.

Новые методы лечения и более ранняя диагностика стали возможными с использованием целевых нано-частиц и в конечном итоге нанороботов для доставки лекарств с большей точностью и меньшим количеством побочных эффектов. Пятилетняя выживаемость в настоящее время приближается к 100% в США, и многие другие страны не отстают.

Лечение рака кишечника будет зависеть от стадии заболевания, но, как правило, включает хирургическую операцию, химиотерапию и облучение. Для неизлечимых больных был доступен спектр процедур паллиативной помощи для уменьшения боли и улучшения качества жизни.

Исследования рака кишечника привели к заметному улучшению выживаемости в конце 20-го века, и эта тенденция продолжалась и в 21-м. Быстрое падение стоимости секвенирования генома вместе с появлением более сложных мышиных моделей позволило получить более ценную информацию о природе и механизмах болезни.

Новые методы лечения и более ранняя диагностика стали возможными с использованием целевых нано-частиц и в конечном итоге нанороботов для доставки лекарств с большей точностью и меньшим количеством побочных эффектов. Пятилетняя выживаемость в настоящее время приближается к 100% в США, и многие другие страны не отстают.

Больше…

Термоядерный синтез становится доступным для применения в энергетике

Прототип действующего ядерного реактора проходит последнюю стадию разработки. ДЕМО (ДЕМОнстрационная Электростанция, англ. DEMOnstration Power Plant, DEMO), преемница ИТЭР (Международного Экспериментального Термоядерного Реактора), обязана своим существованием успеху этого проекта, однако именно в процессе её реализации были совершены основные научные прорывы. Среди уже решенных проблем, возникших на начальных этапах, можно назвать такие, как поддержание достаточно высокой температуры плазмы, плотности реагирующих ионов и способ захватывания нейтронов высокой энергии из реакции, который не вызывал бы плавления внутренних стенок реактора.

Сроки сооружения ДЕМО корректировались, и в итоге основной этап строительства происходил с 2031 по 2043 год, и теперь, пройдя дополнительно несколько лет тестирований и усовершенствований, запущена. Позже, в 2048 году, она сможет стабильно производить 2 гигаватта (ГВт), что впервые делает термоядерный синтез доступным для широкомасштабного использования.

Больше…

Переломный момент для таяния вечной мерзлоты

Ученые предупреждали, что глобальное среднее повышение температуры на 2°С, происходящие в начале 2040-х годов, представляет собой максимальный предел, за которым изменение климата может выйти из-под контроля. В течение предыдущих десятилетий переломные моменты уже были достигнуты, в частности, Арктика стала свободной от льда в летний период. К 2044, еще большая и более серьезная угроза исходит от парниковых газов, выделяющихся в результате таяния вечной мерзлоты.

Количество и глубина вечной мерзлоты, которая определяется как почва, находящаяся при температуре на уровне или ниже точки замерзания воды 0°C в течение двух и более лет, хорошо задокументированы. Было известно, что во льдах Арктики сконцентрировано достаточно углерода, чтобы эффективно удвоить его существующий уровень в атмосфере. Присутствующие огромные запасы метана, парникового газа более чем 25 раз более мощного, чем CO2 и 72 раз более мощным в течение первых 20 лет, могут кардинально изменить климат.

Исследования показали, что во многих местах долго находившиеся в замерзшем состоянии грунты разрушались по мере плавления, образуя эрозионные отверстия и оползни, обнажающие большие области вечной мерзлоты под ними. Это ускоряло процесс плавления и выхода парниковых газов, так как эти большие площади затем подвергались воздействию прямых солнечных лучей (на фото ниже). Наряду с этим выводом, на основе находок в сибирских пещерах, было выдвинуто предположение, что повышение глобальной температуры всего на 1,5°C выше текущего уровня приведёт к таянию вечной мерзлоты на обширной территории, что является важным переломным моментом.

В дополнение к дестабилизации климата, разрушительное воздействие на инфраструктуру в настоящее время ощущается в регионах, в которых объекты газового хозяйства, дороги, железные дороги и здания построены на вечной мерзлоте и уязвимы при её таянии. Значительные изменения происходят в прилегающих регионах, так пустыня Гоби в Монголии становятся гораздо более влажной. В течение ближайших десятилетий эта чрезвычайно засушливая область будет походить на современные азиатские степи.

С происходящим крупномасштабным таянием вечной мерзлоты, к середине 2050-х глобальная температура приблизится к значениям на 3°C выше средней температуры в 20-м веке. Подлинная катастрофа, которая угрожает миллиардам жизней не за горами.

Больше…

Завершено строительство скоростной дороги маглев Тюо-синкансэн

Токио и Осака, Япония, теперь соединены прямым высокоскоростным маршрутом на магнитной подвеске (маглев) Chūō Shinkansen. Строительство этого мегапроекта началось в 2014 году и обошлось более чем в 9 трлн иен ($115 млрд). К 2027 году первые поезда курсировали между Токио и Нагоей, а к 2045 году маршрут был продлён до Осаки, где поезда проходят под японскими Альпами (горы Акаиси). Первое поколение этих поездов достигало скорости 505 км/ч, но в настоящее время используются более новые и ещё более быстрые составы.

Больше…