События – Страница 2 – «Будущее сейчас»

Астрофизическая обсерватория «Спектр-РГ» выведена на орбиту

«Спектр-РГ» («Спектр-Рентген-Гамма») — проект Роскосмоса и Германского центра авиации и космонавтики с участием NASA — орбитальная астрофизическая обсерватория, предназначенная для построения широкомасштабной карты Вселенной в рентгеновском диапазоне. Она состоит из двух рентгеновских телескопов: немецкого eROSITA, работающего в мягком рентгеновском диапазоне, и российского ART-XC имени М.Н.Павлинского (вклад США в проект, на ART-XC установлены зеркала, разработанные и изготовленные в Космическом центре Маршалла), работающего в жёстком рентгеновском диапазоне.

В отличие от предыдущих рентгеновских космических телескопов, поле зрения которых очень ограничено, «Спектр-РГ» способен делать полный обзор неба с рекордной чувствительностью. Один из главных вопросов, на который должен ответить «Спектр-РГ», — как проходила эволюция галактик. Для этого планируется изучение 100 тысяч скоплений галактик, 3 млн новых активных ядер галактик (сверхмассивных чёрных дыр), 500 тысяч звёзд, излучающих в рентгеновском диапазоне, и более чем 100 тысяч белых карликов.

Высочайшая чувствительность eROSITA в мягком рентгеновском диапазоне и отличное энергетическое разрешение делают обсерваторию важнейшим источником информации о горячей плазме в Солнечной системе. Также изучается взаимодействие атмосфер всех планет в Солнечной системе, начиная с Марса, с солнечным ветром.

 

Развитие технологий погружения в виртуальную реальность

К началу 2040-х годов аудиовизуальные аспекты виртуальной реальности (VR) в значительной степени усовершенствованы для обычных пользователей. Игровые и другие приложения теперь обеспечивают почти полное погружение как в реальный мир, так и в воображаемые места.

Большинство гарнитур теперь поставляются в стандартной комплектации 16K, что в четыре раза превышает качество дисплеев 8K с 2030 года и более чем в 16 раз превышает количество пикселей устройств 4K 2020 года. Формат 16K обеспечивает фотореализм, который практически невозможно отличить человеческому глазу от реального мира.

Между тем, графический процессор среднего класса (GPU) 2042 года имеет вычислительную мощность более 10 петафлопс, что примерно в 1000 раз превышает аналогичный показатель 20-летней давности.

Интерфейсы мозг-компьютер (BCIS) также улучшились на порядки. Несколько нишевые и экспериментальные BCIS 2020-х и 2030-х годов заменяются гораздо более сложными версиями, что делает данные о сигналах мозга менее шумными, чему способствуют интеллектуальные алгоритмы и улучшенные сенсорные и беспроводные технологии. Это включает в себя двунаправленные соединения для чтения/записи, позволяющие управлять периферийным зрением пользователя и расширять его поле зрения, поэтому ощущение ношения гарнитуры исчезает, и они полностью создают эффект нахождения “внутри” игры. Игрок может двигать конечностями персонажа, просто думая о них, выполняя действия, которые намного сложнее, чем в интерфейсах предыдущих десятилетий.

Это ощущение погружения усиливается другими способами, такими как улучшенные методы шумоподавления в новейших наушниках, чтобы блокировать внешние звуки и ещё больше изолировать пользователя от реального мира. Звук в целом богаче, атмосфернее, разнообразнее и реалистичнее, со звуковыми волнами, управляемыми в мельчайших деталях, когда они отражаются от виртуальных сред и зависят от различных объектов, текстур поверхности и погодных условий. Кроме того, прошли времена повторяющихся диалогов неигровых персонажей (NPC), которые теперь могут генерировать и поддерживать естественные разговоры неопределенной продолжительности.

Это разнообразие и реализм проявляются и в моделях персонажей, которые могут использовать генеративные состязательные сети (GAN) для улучшения лиц, выражений, одежды и плавности движений. В то время как определенный эффект “зловещей долины” остаётся, общее качество графики теперь достигло захватывающего уровня, особенно при использовании в виртуальной реальности 16K.

Вычислительная мощность новейших процессоров и графических процессоров позволяет размещать этих NPC в чрезвычайно сложных и реалистичных мирах. Это прекрасно продемонстрировано на платформах разработки, таких как Unreal Engine 8.0, на три поколения более продвинутых, чем версия 5.0 2020 года. Например, теперь весь лес можно визуализировать с точностью до миллиметра, показывая уникальные и случайные особенности, такие как отдельные следы листьев или укусы насекомых. Крупные города полностью доступны для изучения с точки зрения магазинов, баров и других интерьеров, что позволяет игроку входить и встречаться с ИИ, который реагирует тонкими способами – в отличие от ограниченного числа мест и взаимодействий в играх предыдущих десятилетий.

Сочетание разрешения 16K, петафлопс-уровня вычислительной мощности, человекоподобного искусственного интеллекта, более продвинутых BCI и звуковых технологий позволило виртуальной реальности выйти на совершенно новый уровень сложности и возможностей. Также появились новые форм-факторы, такие как контактные линзы со встроенными дисплеями.

Поскольку графические и звуковые эффекты в виртуальной реальности существенно усовершенствованы, внимание индустрии теперь переключается на другие чувства (тактильные, обонятельные и вкусовые), которым ещё предстоит достичь такого уровня погружения. Хотя в области тактильной обратной связи произошли некоторые интересные изменения, такие как новые перчатки и костюмы, для этой технологии требуется гораздо больше исследований. Обонятельные и вкусовые ощущения, тем временем, остаются на ещё более ранней стадии, и лишь несколько новых потребительских устройств с низким качеством и ограниченной возможности предлагают такой опыт. Однако, устройства становятся всё более компактными и миниатюрными, открывая новые возможности на десятилетия вперед. Миниатюризация компьютерных чипов скоро достигнет размеров отдельных клеток крови, что позволит провести первые лабораторные эксперименты так называемой “виртуальной реальности полного погружения” сперва на животных, а впоследствии и на людях.

Больше…

Появились суперкомпьютеры в 1 эксафлопс

Производительность в 1 эксафлопс означает, что машина может выполнять квинтиллион (миллиард миллиардов, число с 18-ю нолями) операций с плавающей запятой в секунду. Лучшие суперкомпьютеры мира в настоящее время достигают этой скорости, что в 1000 раз выше, чем у машины с мощностью 1 петафлопс.

Эксафлопсный барьер в марте 2021 года впервые преодолел китайский суперкомпьютер Sunway Oceanlite. Тесты показали пиковую производительность 1,3 эксафлопса при устойчивой производительности 1,05 и при максимальном энергопотреблении 35 мВт. Компьютер располагает 42 млн вычислительных ядер и может запускать полноценное квантовое моделирование.

Рост вычислительной мощности в течение многих лет следовал экспоненциальной тенденции. Однако во второй половине 2010-х годов наблюдалось замедление темпов прогресса. Ранее было предсказано, что машины exaFLOP прибудут к концу десятилетия, но этот график, похоже, нарушился из-за технических и финансовых проблем.

IBM представила “Summit” с максимальной производительностью 200 петафлопс, который стал самым быстрым суперкомпьютером в мире в июне 2018 года, и этот титул он сохранял в 2019 и 2020 годах. Несколько претендентов ждали своего часа, в том числе три машины exaFLOP, разрабатываемые Китаем, три – США и другие – Европейским союзом, Индией, Японией и Тайванем. Они были запущены в начале и середине 2020-х годов.

Китай был первой страной, которая достигла “пиковой” производительности на эксафлопсе, но в достижении устойчивой производительности на эксафлопсе наблюдались постоянные задержки. К 2022 году, наконец, эта величина достигнута, используя процессоры, разработанные и произведенные внутри страны. После Китая следующими странами, демонстрирующими устойчивую производительность exaFLOP, являются Соединенные Штаты и Япония.

Масштабные вычисления приводят к революционным достижениям в ряде областей, позволяя проводить моделирование большего масштаба, сложности и продолжительности, чем когда-либо прежде. Нейробиология является одной из областей, заслуживающих особого внимания, поскольку становится возможным моделировать весь человеческий мозг в режиме реального времени, вплоть до уровня отдельных нейронов. Последующая модернизация существующих машин, наряду с совершенно новыми машинами, позволит повысить производительность на несколько порядков и проложит путь к суперкомпьютерам мощностью зеттафлопс в 2030-х годах.

Мир празднует наступление нового тысячелетия

2000 год стал первым годом десятилетия 2000-х годов. Люди по всему миру празднуют «миллениум». Средний обыватель считает 2000 год первым годом 21-го века и третьего тысячелетия из-за тенденции группировать годы в соответствии с десятичными значениями, как если бы считался нулевой год. Однако, согласно григорианскому календарю 21 век наступает с 2001 годом, потому что даже математически первое столетие начинается с 1 года нашей эры. Поскольку в календаре нет «нулевого» года, его первое тысячелетие охватывает период с 1 по 1000 год включительно, второе тысячелетие – с 1001 по 2000 год и третье – с 2001 по 3000 год.

Вызванные в 1990е годы опасения из-за возможного сбоя компьютеров и программ «ошибкой 2000 года» не оправдались. «Проблема Y2K» — проблема, связанная с тем, что разработчики программного обеспечения, выпущенного в XX веке, иногда использовали два знака для представления года в датах. При наступлении 1 января 2000 года при двузначном представлении года после 99 наступал 00 год, что интерпретировалось многими старыми программами как 1900 год (или же 0 год), а это, в свою очередь, могло привести к серьёзным сбоям в работе критических приложений, например, систем управления технологическими процессами и финансовых программ. Проблема 2000-го года была вызвана, в том числе, использованием старых программ, что не предполагалось во время их разработки. Известны многочисленные случаи использования в конце 1990-х годов программ начала 1980-х годов. Эта тема находила поддержку в СМИ и широко распространялась, из-за чего некоторые впечатлительные люди с наступлением нового года ожидали «конца света». Однако, благодаря хорошо проведённой подготовке и профилактике, проблем с обнулением даты не возникло. В подавляющем большинстве случаев никаких сбоев и не произошло бы, поскольку большинство программ, имеющих данную проблему, устарели и практически не использовались.

По некоторым оценкам экспертов общий объём мировых инвестиций, потраченный на подготовку к 2000 году, составил 300 млрд $.

В Сиднее проходят Олимпийские игры

Это стал второй случай проведения Олимпийских игр в Южном полушарии, первый из которых состоялся в Мельбурне в 1956 году. Соединенные Штаты завоевали наибольшее количество медалей с 93, в то время как Австралия заняла 4-е место с 58.

Персональные компьютеры преодолевают барьер в 1 гигагерц

В течение 2000 года тактовые частоты домашних компьютеров увеличивались самыми высокими темпами за всю историю. Однако позже в течение десятилетия эта гонка за производительность всё большего количества гигагерц будет замедляться в пользу многоядерных систем.

«Конкорд» разбился во Франции

Рейс 4590 авиакомпании Air France выполнял рейс сверхзвуковой самолёт «Конкорд» из международного аэропорта имени Шарля де Голля недалеко от Парижа, Франция, направляясь в международный аэропорт имени Джона Кеннеди в Нью-Йорке. 25 июля 2000 года он потерпел крушение в Гонессе, Франция – погибли все 100 пассажиров и девять членов экипажа на борту рейса, а также четыре человека на земле. В результате этой катастрофы – вместе с экономическими последствиями 11 сентября – легендарный самолет был выведен из эксплуатации в 2003 году. Ещё долгое время после «Конкорда» пассажиры не смогут летать на сверхзвуковой скорости.

Владимир Путин избран президентом России

Владимир Путин стал президентом после неожиданной отставки Бориса Ельцина. Путин начал свое президентство с агрессивной правовой реформы российского правительства. Одним из его первых действий было объединение 89 субъектов Федерации в семь федеральных округов, каждый из которых напрямую подчинялись ему, и национализации многих СМИ.

В целом Путин работал над реорганизацией правительства более строгим и более вертикально структурированным образом. В первом сроке правления он начал сосредотачиваться на внутренних изменениях, начиная с совершенствования уголовного, налогового и земельного законодательства. Он затронул некоторые из наиболее серьезных демографических тенденций в России, включая высокий уровень смертности, продолжающуюся бедность и жилищные проблемы. За два срока его президенства Россия добилась огромного роста покупательной способности, ВВП увеличился в шесть раз, а промышленность и инвестиции быстро выросли на 76% и 125% соответственно. Бедность сократилась на 16%, и была введена единая ставка подоходного налога.

С 2000 по 2008 год доля нефти и природного газа в ВВП более чем удвоилась, что во многом способствовало улучшению многих экономических показателей и уровню жизни граждан. Несмотря на эти экономические достижения, инфляция оставалась проблемой, и разрыв между богатыми и бедными продолжал увеличиваться.

В 2006 году Россия принимала саммит “Большой восьмерки” впервые с момента присоединения к форуму в 1997 году. На протяжении своего президентства Путин поддерживал прохладные отношения с Западом, часто критиковал зарубежные страны и их дела, в частности вторжение США в Ирак.

Самого Путина критикуют за подавление средств массовой информации, политику в отношении соседних стран. После его переизбрания в 2004 году выдвигались обвинения в том, что он подавлял другие политические силы и уменьшал плюрализм в российском обществе. Многие на Западе стали считать его антидемократом.

Пузырь доткомов лопается

“Пузырь доткомов” был спекулятивным пузырем, охватывающим примерно 1995-2000 годы, в течение которых на фондовых рынках промышленно развитых стран наблюдался резкий рост стоимости акций в результате роста в новом секторе Интернета и смежных областях технологий.

Сочетание быстро растущих цен на акции, уверенности рынка в том, что компании получат будущую прибыль, индивидуальных спекуляций акциями и широко доступного венчурного капитала создало среду, в которой многие инвесторы были готовы пренебречь традиционными показателями в пользу уверенности в технологических достижениях.

Пузырь достиг кульминации 10 марта 2000 года, когда индекс NASDAQ составил 5132. За этим последовал крах, в результате которого обанкротилось огромное количество стартапов. В период с 2000 по 2002 год стоимость технологических компаний сократилась более чем на 5 триллионов долларов.

Пиренейский горный козёл вымирает

Один из двух подвидов испанского горного козла, Пиренейский подвид козерога, когда-то обитал в Пиренеях во Франции, Испании и окрестностях, включая Страну Басков, Наварру, северный Арагон и северную Каталонию. Несколько сотен лет назад их было много, но к 1900 году их число сократилось до менее чем 100. После 1910 года их число никогда не поднималось выше 40.

Последний дикий пиренейский козерог, самка по имени Селия, была найдена мертвой 6 января 2000 года рядом с упавшим деревом. Хотя причина ее смерти известна, причина исчезновения подвида в целом остается загадкой. Гипотезы включают неспособность конкурировать с другими видами за пищу, инфекции и болезни, а также браконьерство.

В январе 2009 года пиренейский козерог стал первым таксоном, когда-либо “не вымершим” – в течение семи минут, – когда клонированная самка родилась живой, прежде чем умереть от дефектов легких.