В 2007 году мир переживает крупнейший финансовый кризис со времен Великой депрессии. Бывший председатель Федеральной резервной системы Алан Гринспен назвал это “событием, которое случается раз в столетие”. Этот глобальный спад был вызван рядом факторов.
В первую очередь, это было результатом менталитета “игроков Дикого Запада”, который характеризовал банковскую деятельность в последние годы, в сочетании с отсутствием регулирования. Торговые банкиры, стремящиеся быстро заработать, поняли, что существует огромное количество бедных американцев, которым было отказано в кредитах, потому что они не смогут их вернуть. Мотивированные краткосрочной выгодой, они наняли хищных ипотечных кредиторов, чтобы предложить этим людям возможность приобрести свой первый дом. Неизбежно это привело к тому, что миллионы бедных американцев стали владеть домами, которые они не могли себе позволить. Затем банкиры объединили эти ипотечные кредиты с более надежными кредитами, прежде чем продать их другим банкам, которые продали их другим финансовым учреждениям и так далее. Затем банкиры получили огромные бонусы за комиссионные и сборы, которые они сгенерировали.
Этот “субстандартный” рынок был бомбой замедленного действия, готовой взорваться. По мере роста процентных ставок миллионы американцев начали объявлять дефолт по выплатам. Кредиты, выданные им, внезапно оказались бесполезными – но было уже слишком поздно, так как триллионы долларов распространились по всей системе. Поскольку банки боялись кредитовать друг друга – и не знали о степени риска друг друга, – результатом стал крах беспрецедентных масштабов, с кризисом ликвидности, почти не имеющим аналогов в истории. Некоторые из крупнейших банков мира, в том числе Lehman Brothers и Bear Sterns, попали под управление администрации. Ипотечные гиганты Fannie Mae и Freddie Mac были национализированы. Даже такие компании, как AIG и Citigroup, должны были быть спасены.
Другим важным фактором была просто жадность потребителей и их стремление к мгновенному удовлетворению своих нужд. В дополнение к покупке домов, которые они не могли себе позволить, кредитные карты и новые кредиты использовались для того, чтобы тратить деньги на личные вещи, праздники и другие товары, в которых они не особенно нуждались. Уровень личных долгов резко возрос, что привело к массовому росту банкротств и изъятий заложенного имущества, спровоцировав мировую рецессию.
2007