В 1960-х годах судоходные компании начали расширять использование контейнеров. Это позволяло объединять товары в более крупные, унифицированные грузы, которые можно было легко обрабатывать, перемещать и складировать, и которые плотно упаковывались на судне или верфи. По мере того как экономика развивалась, а общество становилось все более глобализированным, контейнеров становилось всё больше и больше, что обусловливало спрос на всё более крупные морские суда.
Промышленность использует измерение, известное как TEU, что означает “двадцатифутовая эквивалентная единица”- металлическая коробка стандартного размера 6,1×2,44 м, высотой 1,3—2,9 м, которая может транспортироваться различными видами транспорта: автомобильным, железнодорожным и морским. Например, грузовое судно вместимостью 20 000 TEU может вместить в себя 20 000 грузовых контейнеров такого размера.
В начале 1970-х годов на самых больших кораблях находилось около 2000 TEU. В последующие десятилетия пропускная способность существенно возросла. К 2010 году они достигли 15 000 TEU, а к 2020 году регулярно превышали 23 000 TEU, что на порядок больше, чем 50 лет назад. Примечательный инцидент произошел в 2021 году, когда “Эверетт” – одно из крупнейших в мире контейнерных судов – сел на мель в Суэцком канале, тем самом нанося ущерб мировой торговли на почти 10 миллиардов долларов каждый день в течение недели.
Приспособления для швартовки разделяли суда на 100-метровые секции. В течение многих лет из-за этого ограничения не было возможности строить корабли больше 400 метров в длину, что приводило к появлению широких, громоздких, вертикально сложенных контейнеровозов. Однако огромные и растущие объёмы грузов, требующих перевозки, означали, что в конечном итоге это правило необходимо было нарушить по практическим соображениям и соображениям безопасности. Таким образом, начали появляться первые контейнерные суда длиной в полкилометра, их дополнительная вместимость компенсировала увеличение платы за негабаритную стоянку.
В дополнение к длине, корабли продолжали расти в ширину и в осадке. На развивающихся рынках Юго-Восточной Азии и в других странах теперь в обществе укрепился средний класс с повышенными доходами на душу населения и уровнем жизни, требующий все большего и большего количества потребительских товаров со всего мира.
К концу 2060-х годов – спустя целое столетие после их появления – контейнерные суда достигли поистине огромных размеров. Самые крупные из них в настоящее время превышают вместимость 50 000 TEU, что более чем вдвое больше по объему своих предшественников из 2020 года. Это потребовало серьезной модернизации портов, такой как реконструкция кранов и другой инфраструктуры терминалов. Гигантские плавучие сухие доки с кранами с обеих сторон, которые одновременно загружают или выгружают груз с одного судна, являются обычным явлением в прибрежных городах 2060-х годов. Еще одним важным событием является расширение каналов и других маршрутов.
Эти корабли не только намного больше, но и полностью автоматизированы. Порты с автоматизированными средствами уже появились в 2020-х годах, и сами суда теперь также управляются ИИ. Времена пиратства прошли, так как суда могут действовать полностью самостоятельно, предотвращая любую возможность захвата заложников. Автоматизированные средства защиты, такие как вооруженные беспилотные летательные аппараты, служат для отпугивания любых потенциальных злоумышленников. Любое техническое обслуживание, необходимое во время рейса, также может выполняться роботами.
Ещё одним улучшением является то, что весь мировой судоходный флот теперь на 100% экологичный, поскольку все старые суда были выведены из эксплуатации, в то время как новые суда соответствуют международным стандартам по выбросам.
Ссылки на источники:
- 50,000 TEU… the Future or Not?, The Maritime Executive
- Container shipping: The next 50 years, McKinsey
2067