С самого начала цивилизации казни преступников и диссидентов происходили почти во всех обществах. В досовременные времена они часто сопровождались пытками, жестокими и болезненными методами убийства.
В начале современной эпохи социальные реформаторы начали сомневаться в необходимости смертной казни. Чезаре Беккария, широко известный как один из величайших мыслителей Эпохи Просвещения, опубликовал свой влиятельный трактат о преступлениях и наказаниях в 1764 году. Это стало первой подробной письменной работой с требованием отмены смертной казни. Иеремия Бентам, основатель современного утилитаризма, призвал к отмене смертной казни в эссе 1831 года.
В 1863 году Венесуэла стала первой страной, навсегда отменившей смертную казнь за все преступления. В течение следующих ста лет за ними последовали еще только 11 стран. Начиная с 1960-х годов, идея отмены смертной казни стала гораздо более популярной. Некоторые из крупнейших развитых стран, принявших запрет, включали Австрию и Великобританию (хотя последняя сохраняла смертную казнь за преступление государственной измены до 1998 года). В 1970-х и 1980-х годах за ними последовали другие европейские страны. Франция провела свою последнюю казнь на гильотине в 1977 году и запретила эту практику в 1981 году.
После окончания холодной войны за ними последовало ещё много стран по всему миру. 36 стран отменили смертную казнь в 1990-х годах, из них девять только в 1990 году и 23 в 2000-х годах.
В 2007 году Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций (ГА ООН) начала принимать резолюции, призывающие к глобальному мораторию на смертную казнь. В результате первого голосования 104 из 192 государств-членов проголосовали “за” при 54 голосах против и 29 воздержавшихся (а также пять отсутствовавших на момент голосования). Следующая резолюция в 2008 году получила большее большинство голосов в поддержку. Последующие голосования проводились каждые два года после этого, постепенно увеличивая большинство голосов “за”. К 2015 году число стран-членов, запрещающих смертную казнь в своих национальных законодательствах, превысило число стран, сохранивших ее применение.
Этот постепенный прогресс продолжался. К концу 2030-х годов только около трети членов ООН продолжали применять смертную казнь. Китай оставался главным палачом в мире, ежегодно убивая тысячи своих граждан. За исключением Китая, 86% всех зарегистрированных казней произходили всего в четырех странах – Египте, Иране, Ираке и Саудовской Аравии.
Япония и Соединенные Штаты стали двумя последними оставшимися и наиболее заметными развитыми странами, сохранившими смертную казнь. Общественная поддержка смертной казни в Америке имела тенденцию к снижению по целому ряду причин, таких как освобождение заключенных, приговоренных к смертной казни, споры по поводу психически больных, высокие затраты на приведение в исполнение смертных приговоров (в три раза больше, чем пожизненное заключение) и так далее. Эти меняющиеся взгляды привели к постепенному отказу от смертной казни во все большем числе штатов, а затем, в конечном счете, и на федеральном уровне. Япония, однако, оказалась более стойкой к отмене смертной казни. Как и многие другие страны Азии, она пользовалась сильной общественной поддержкой на протяжении большей части 21 века.
Традиционно исламский мир регулировался шариатом. Это предусматривало смертную казнь за супружескую измену и однополые отношения, в дополнение к наиболее тяжким насильственным преступлениям, согласно некоторым толкованиям. Саудовская Аравия проводила публичные обезглавливания даже в 21 веке, в то время как другие страны, такие как Иран, продолжали разрешать забрасывание камнями.
Однако, по мере того, как Ближний Восток становился все более развитым, а также Африка и некоторые районы Азии, правовые системы в этих регионах начали развиваться – медленно, но верно отходя от взглядов прошлого. Улучшение образования, расширение прав и возможностей женщин (которые больше, чем мужчины, выступают за милосердие) и все более взаимосвязанный и глобализированный характер общества привели к более широкому уважению прав человека. Несмотря на то, что они не приняли полностью западные ценности, начала появляться более мягкая и светская форма ислама – достаточная, чтобы подтолкнуть маятник истории к реформированию смертной казни. Под давлением общественности и всё более пристальным вниманием международного сообщества последние оставшиеся страны, применяющие смертную казнь, в настоящее время рассматривают возможность её отмены, спустя 250 лет после прецедента, созданного Венесуэлой.
Больше…