Первое создание человеческих эмбриональных стволовых клеток путем клонирования | «Будущее сейчас»
814  Просмотров

До сих пор единственным источником эмбриональных стволовых клеток были человеческие эмбрионы, что создавало непреодолимые препятствия для исследований с этим материалом. Впервые удалось получить эмбриональные стволовые клетки из неоплодотворенной яйцеклетки, которая с этической точки зрения не может считаться «человеческим существом».

В мае 2013 года в журнале Nature было опубликовано исследование, описавшее успешное создание человеческих эмбриональных стволовых клеток путем клонирования. Ученые из университета Орегона и Орегонского Национального Центра Исследования приматов (ONPRC) успешно перепрограммировали клетки кожи человека так, чтобы они стали эмбриональными стволовыми клетками, способные трансформироваться в любой другой тип клеток в организме. Они надеялись, что эмбриональные стволовые клетки в один прекрасный день могут заменить широкий спектр клеток и тканей, поврежденных в результате травмы или болезни у конкретного пациента. При помощи эмбриональных стволовых клеток предполагается лечить угрожающие жизни заболевания, от которых страдают миллионы людей по всему миру. Так стволовые клетки могут быть применены для создания мышц сердца, кости, мозговой ткани и любого другого вида клеток человеческого организма. В результате можно будет лечить такие заболевания, как болезнь Паркинсона, множественный склероз, сердечные заболевания, а также повреждения позвоночника.

Этот прорыв последовал после успеха в превращении клетки кожи обезьяны в стволовые клетки в 2007 году. Предыдущие неудачные попытки ряда лабораторий показали, что человеческие яйцеклетки оказались более хрупкими, чем у других видов. Поэтому известные методы перепрограммирования заводили исследования учёных в тупик. Исследователи разработали вариант обычно используемого так называемого метода переноса ядра соматической клетки, который был направлен на пересадку ядра одной клетки, содержащую ДНК человека, в яйцеклетку с удалённым своим генетическим материалом. Эти неоплодотворенные яйцеклетки затем выработали и в итоге произвели стволовые клетки.

Залогом такого успеха стало то, что удалось найти способ, чтобы яйцеклетка смогла оставаться в состоянии, называемом «метафазой» во время процесса ядерной передачи. Метафаза является стадией естественного процесса деления (мейоз) в клетке, когда генетический материал, выравнивается посередине клетки, перед тем, как она начнёт делиться. Исследовательская группа обнаружила, что химически поддержанная метафаза всего процесса передачи предотвращает сваливание, что позволяет клеткам производить стволовые клетки

Этот прорыв будет подпитывать развитие технологий стволовых клеток в терапии, помогающих от ряда заболеваний и состояний, которые сейчас неизлечимы. Однако, хотя клонирование стволовых клеток сейчас возможно (т.е. терапевтическое клонирование), производить полностью человеческих клонов (т.е. репродуктивное клонирование) почти наверняка невозможно. Хрупкость человеческих клеток, при использовании данного метода, является главным фактором предотвращающим клонирование человека.

Ссылки на источники:

2013