“Умная” одежда и электронный текстиль привлекли внимание общественности в первые годы 21 века, когда различные предметы одежды демонстрировались на стадии исследований и разработок или в качестве ранних потребительских товаров. Эта форма носимой технологии предлагала потенциал для улучшения повседневного опыта пользователя способами, недоступными традиционным тканям.
Первоначально предназначенная в первую очередь для любителей здоровья и фитнеса, умная одежда постепенно распространилась на другие области, включая медицину и мониторинг пациентов, моду, развлечения и игры, дополненную реальность, приложения на рабочем месте и военное использование.
В целом умную одежду можно разделить на две основные функции: эстетическую и повышающие производительность. Эстетические примеры включают ткани, которые светятся, и ткани, способные менять цвет. Некоторые из этих тканей собирают энергию из окружающей среды, используя вибрации, звук или тепло. Другие работают, встраивая в ткань электронику для её питания. Ткани, повышающие производительность, предназначены для использования в спортивных, экстремальных видах спорта, в военных целях, включают ткани, предназначенные для регулирования температуры тела, снижения сопротивления ветру и контроля мышечной активности.
Кроме того, компании начали разрабатывать интеллектуальные ткани для защиты от экстремальных экологических опасностей, таких как радиация и последствий космических путешествий. Инновации также включают текстиль, выделяющий необходимые лекарственные препараты, а также ткани для индустрии здоровья и красоты с увлажняющими, парфюмерными и омолаживающими свойствами.
Первое поколение умной одежды имело относительно скромные возможности – например, простое прикрепление датчика, сенсора к одежде или обуви. Второе поколение имело более продвинутые технологии с датчиками/сенсорами, встроенными в одежду. В последующих поколениях сама одежда стала сенсором. Всё большее число компаний начали создавать гибкую, растяжимую, водонепроницаемую электронику с гидрофобными покрытиями, способными отталкивать воду. Они не только могли выдержтвать циклы стирки или ненастную погоду, но и имели беспроводные источники питания, без необходимости в каких-либо батареях.
Прогресс в области сенсорных технологий, новых материалов, искусственного интеллекта (ИИ), отслеживания движения и тактильных ощущений привёл к появлению все более сложных продуктов, которые повысили функциональность и потребительскую привлекательность умной одежды. Хотя она оставалась небольшой частью общего рынка одежды, совокупный годовой темп роста в 20% позволил сегменту smart clothing завоевать всё большую долю рынка. Это позволило ей расшириться до многомиллиардной отрасли в 2020-х годах и достичь переломной точки в 2040-х годах.
К концу 2050-х годов “умная одежда” превратилась в индустрию стоимостью в триллион долларов и продолжает демонстрировать более быстрый рост по сравнению с традиционной одеждой. Почти у каждого в развитом мире сейчас есть хотя бы один предмет такой одежды. Технология сейчас настолько дешева, что развивающийся мир тоже догоняет развитые страны, подобно тому, как смартфоны стали повсеместными во всем мире в 2010-х годах. Некоторые из наиболее распространенных и популярных предметов включают одежду, способную непрерывно контролировать частоту сердечных сокращений, дыхание и другие жизненно важные показатели, предупреждая больницу или медицинского работника о первом намеке на проблемы и гарантируя, что владелец получит необходимую помощь. Также можно отслеживать состояние здоровья на длительном промежутке, например, по данным о силе и геометрии движений.
Другая одежда оснащена встроенными фотоэлектрическими устройствами, которые служат в качестве носимых источников питания. Это особенно полезно для походов или других экскурсий. В мире с более высокими температурами из-за изменения климата умная одежда также может обеспечить дополнительное охлаждение.
Между тем, используя умные перчатки, ученые в полевых условиях могут прикасаться к образцам и за считанные секунды получить информацию об объекте, например, генетические последовательности, а криминалисты могут исследовать места преступлений и улучшить сбор доказательств.
Мир моды также трансформируется, и одежда способна быстро менять внешний вид и текстуру в зависимости от предпочтений владельца. Некоторые из более современных моделей одежды даже включают видео-или голографические дисплеи, предоставляя возможности для создания ярких дизайнов. В дополнение к подиумным творениям, такая одежда встречается в менее эффектных версиях, имеет личные кнопки, индивидуальные интерфейсы на запястьях, голографические часы и так далее. Умная одежда также используется в розничной торговле, общественном питании, развлечениях и других местах – например, для создания именных значков, рекламы или изменения внешнего вида униформы.
Казалось бы, бесконечные приложения теперь возможны благодаря непрерывным достижениям в области технологий. Умная одежда выросла из небольшого и нишевого сегмента рынка в предыдущие десятилетия до повсеместного применения в одежде и обуви в 2050-х годах. К 2070-м годам большая часть одежды будет умной, поскольку миру необходимо всё большее количество биометрических и других данных.
Больше…